Активизирующий опросник «Престижная профессия» 135

типа «менеджер», «бухгалтер», «юрист», реже - «психолог».

С одной стороны, ничто не вечно, включая сегодняшнюю престижность. Например, многие помнят, как были престижны в 60-е годы профессии, связанные с физикой или с геологией, и видят, что стало со многими физиками и геологами в наши дни. (В лучшем случае многие из них успокаивают себя тем, что «ушли в коммерцию» и там «процветают». Но об этом ли они мечтали?)

С другой стороны, речь идет не столько о непременном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) престижности, когда та или иная профессия, оставаясь популярной, уже перестает всех «удивлять» и не вызывает особого ажиотажа и зависти.

Иногда аудитория высказывает претензии по поводу «некорректности математических подсчетов». В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Как правило, все очень быстро соглашаются, что с точки зрения математики в методике все нормально. Участникам можно напомнить, что с помощью расчетов определяется не престижность данных профессий (престижность участники сами оценивали с помощью 10-балльной шкалы), а вектор изменения престижности в предполагаемом будущем.

Могут возникать ситуации, когда претензии к подсчетом окажутся достаточно обоснованными (например, если баллы СССРизма, СШАизма и лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обнаружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма). В подобных случаях лучше просто согласиться с подобными возражениями, заметив, что, естественно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы подсчетов, но тогда опросник оказался бы слишком громоздким.

Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком субъективны и не всегда соответствуют действительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика, прежде всего, и направлена на то, чтобы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то «объективный» все ему расскажет. Психология - это вообще наука о субъективном. Кроме того, прогнозирование ближайшего будущего - это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разберутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах) , а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и профессиональных перспектив оказывается явно неполноценным.

Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результаты о престижности различных профессий в ближайшем будущем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросника - это всего лишь шутка, но со смыслом...



136 Раздел 2. Методики для работы с классом (20—25 человек)

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «СЕЙЧАС И ПОТОМ»

Цель методики - активизация профессионального самоопределения

старшеклассников.

Время проведения - 3 0 — 4 0 минут.

Основные этапы

1. Учащиеся чертят на тетрадном листе, желательно в клеточку, бланк ответов (см. таблицу «Образец бланка для опросникашутки «Сейчас и потом»»). Психолог показывает на доске, как этот бланк л у ч -ше сделать.

Таблица «Бланк ответов для опросникашутки «Сейчас и потом»».

«Сейчас» «С» «П» «Потом»

Активизирующий опросник «Сейчас и потом» 137



Инструкция

Каждый раз вам будут предлагаться на выбор по две ценности или два важных для жизни «дела», из которых необходимо выбрать только одно, наиболее для вас значимое.

Одно из предлагаемых «дел» всегда будет относиться к настоящему (к «сейчас»). Если вы выберете именно его хотя бы один раз, то (читайте, что это дело точно реализуется.

Другое «дело» всегда будет относиться только к будущему (к «потом»). Для того чтобы оно реализовалось, вам необходимо выбрать его ровно три раза.

При этом каждое из «дел» (и относящихся к «сейчас», и относящихся к «потом») будет названо только по три раза. Все дела-ценности будут называться парами (всего - 30 парвопросов) каждый раз в разных соотношениях.

Если вы выбрали дело, относящееся к «сейчас», то на своем бланке, в графе «сейчас» напротив соответствующего вопроса проставляете его номер и бук ву «с». Например, отвечая на вопрос 12-й и, выбирая то, что относится к «сейчас», вы ставите рядом в столбике бланка «с» - «12с». Соответственно, если вы выбираете дело, относящееся к «потом» (как бы заранее обеспечивая его реализацию), то рядом с номером вопроса ставите в столбике бланка «п» - «12п» и т.д. (см. таблицу «Бланк ответов»).

Еще раз напоминаем, что для реализации будущих, более сложных намерений вам необходимо выбрать их все три раза, а для реализации намерений «сегодняшнего дня» достаточно сделать и по одному выбору

2. Психолог зачитывает вопросы (см. Перечень вопросов к методике «Сейчас и потом»), а учащиеся в своих бланках ответов проставляют соответствующие ответы.

Ведущему при чтении вопросов можно воспользоваться специальной шпаргалкой (см. таблицу «Шпаргалка для опросника «Сейчас и потом»»), где в компактном виде представлено все, что необходимо для проведения опросника, включая «ключи» для подведения итогов1. В скобках, рядом с ценностями приведены примеры более компактных их формулировок для записи в тетрадях учащимися.

Уже при чтении вопросов допускаются некоторые комментарии психолога (желательно, очень немногочисленные, короткие и даже несколько юмористичные).

2 «Шпаргалка» используется следующим образом. Зачитывается первый вопрос, которому соответствует выбор из пары « 1 с и 1 п » . Иными.словами, психолог сразу зачитывает ценность, относящуюся к «сейчас» ( «1с»), и ценность, относящуюся к «потом» ( «1п»). При подведении итогов зачитывается сначала дело-ценность, которую учащиеся выписывают в бланке и сразу же - номера вопросов, соответствующих данной ценности ( «ключи»), учащиеся подсчитывают число совпадений с этими номерами своих ответов и выписывают это число рядом с рассматриваемыми ценностями.

138 Раздел 2. М е т о д и к и д л я р а б о т ы с классом (20—25 человек)

Перечень вопросов к методике «Сейчас и потом»

Итак, что лично для вас важнее:

1. Сейчас - пойти на свидание с любимым человеком или потом -получить хорошее образование.

2. Сейчас - отдохнуть в веселой компании или потом - создать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр...).

3. Сейчас - отдохнуть в Испании (на лучших курортах) или потом

- заработать (получить) свою квартиру1.

4. Сейчас - заработать 10 тысяч долларов или потом - совершить благородный поступок2.

5. Сейчас - помочь другу или потом - купить роскошный автомобиль.

6. Сейчас - прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал) или потом - создать счастливую семью.

7. Сейчас - познакомиться со знаменитым человеком или потом -стать профессионалом в своем деле.

8. Сейчас - сходить в самый дорогой ресторан или потом - вохпи-тать своего ребенка.

9. Сейчас - пережить любовное приключение или потом - стать известным и уважаемым человеком.

10. Сейчас - сходить в модный театр (на концерт, на тусовку) или потом - дожить до 150 лет.

11. Сейчас - пойти на свидание с любимым человеком или потом

- сделать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр...).

12. Сейчас - отдохнуть в веселой компании или потом - заработать (получить) свою квартиру.

13. Сейчас - отдохнуть в Испании (на лучших курортах) или потом

- получить хорошее образование.

14. Сейчас - заработать 10 тысяч долларов или потом - создать счастливую семью.

15. Сейчас - помочь другу или потом - стать профессионалом в своем деле.

16. Сейчас - прочитать интересную книгу или потом - совершить благородный поступок.

1 При проведении данной методики следует несколько раз напомнить учащимся, что если кто-то захочет реализовать дела, относящиеся к будущему (к «потом»), необходимо выбрать каждое из таких дел ровно три раза, т.е. предпочесть их всему остальному.

2 Каждый должен понимать зачитываемые дела-ценности (например, «сделать благородное дело») по-своему, кто на что способен...

Активизирующий опросник «Сейчас и потом» 139

17. Сейчас - познакомиться со знаменитым человеком или потом

- стать известным и уважаемым человеком самому.

18. Сейчас - сходить в самый дорогой ресторан или потом - купить роскошный автомобиль

19. Сейчас - пережить любовное приключение или потом - воспитать своего ребенка.

20. Сейчас - сходить в модный театр (на концерт, на тусовку) или потом - сделать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр...). .

21. Сейчас - пойти на свидание с любимым человеком или потом

- купить роскошный автомобиль.

22. Сейчас - отдохнуть в веселой компании или потом - воспитать своего ребенка.

23. Сейчас - отдохнуть в Испании (на самых лучших курортах) или потом - дожить до 150 лет.

24. Сейчас - заработать 10 тысяч долларов или потом - получить хорошее образование.

25. Сейчас - помочь другу или потом - заработать (получить) свою квартиру.

26. Сейчас - прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал) или потом - стать известным и уважаемым человеком.

27. Сейчас - познакомиться со знаменитым на всю страну человеком или потом - совершить благородный поступок.

28. Сейчас - сходить в самый дорогой ресторан или потом - дожить до 150 лет.

29. Сейчас - пережить любовное приключение или потом - создать счастливую семью.

30. Сейчас - сходить в модный театр (на концерт, на тусовку...) или потом - стать профессионалом в своем деле.

140 Раздел 2. Методики для работы с классом (20—25 человек)

Таблица «Шпаргалка для опросника «Сейчас и потом»»

«Сейчас» № вопроса «С» «П» «Потом»
1.Пойти на сви- 1п 1. Получить хорошее
дание с люби- 2п образование (об-
мым человеком 3п разование): ключ
(свидание): ключ 4п -1.13.24.
-1.11.21 6п
5п 2. Сделать что-то зна-
2. Отдохнуть в 8п чительное: написать
веселой компа- 7п книгу, нарисовать ше-
нии (компания): 2.12.22. 9п девр (книга, шедевр):
10с 10п 2.11.20.
3. Отдохнуть в Испании (на лучших курортах) - (Испания): 11 12 1с 2с 2п 3п 3. Заработать (полу-
1п чить) свою квартиру
5п (квартира): 3.12.25.
8п
4п 4. Совершить благо-
4. Заработать 10 9п родный поступок
тысяч долларов 6п (благородный посту-
(10 тысяч долла- 7п пок): 4.16.27.
ров): 4.14.24. 10с 2п
6п 5. Создать счастли-
5. Помочь другу 7п вую семью (семья):
(друг): 5.15.25. Зс 10п 6.14.29.
1п
6. Прочитать ин- Зп 6. Купить роскошный
тересную книгу, 9п автомобиль (автомо-
посмотреть теле- 4п биль): 5.18.21.
сериал (книга, TV-
сериал): 6.16.26. 5п 7. Воспитать своего
7. Познакомиться 10с 8п ребенка(ребенок) : 8.19.22.
со знаменитым
на весь свет человеком (знаменитость): 7.17.27. 8. Стать профессионалом в своем деле (профессионализм): 7.15.30.

Активизирующий опросник «Сейчас и потом» 141

«Сейчас» № вопроса «С» «п» «Потом»
8. Сходить в самый дорогой и модный ресторан (ресторан): 8.18.28. 9. Пережить любовное приключение (любовное приключение): 9.19.29. 9. Стать известным и уважаемым человеком (почет и уважение): 9.17.26. 10. Дожить до 150 лет (150 лет): 10.23.28.
10. Сходить в модный театр, на концерт, на тусовку (тусовка): 10.20.30.

3. Подведение итогов организуется следующим образом.

Сначала в левой свободной части бланка ответов, относящейся к «сейчас», выписывается первая ценность («дело») - «Пойти на свидание с любимым человеком» (лучше, если учащиеся выпишут для экономии времени более сокращенное название этого дела - «свидание»).

Далее психолог зачитывает номера вопросов, где это дело (ценность) встречалось (см. таблицу «Ключи для подведения итогов опросника «Сейчас и потом»» или таблицу «Шпаргалка для опросника «Сейчас и потом»»). Для первого «дела» - это вопросы: 1, 11, 21. Учащиеся быстро считают, совпали ли их ответы-выборы с этими номерами, т.е. стоит ли у них в бланке по 1 - м у вопросу «1с», по 1 1 - м у вопросу - « 1 1 с » и т.д. Число таких совпадений записывается рядом с соответствующей ценностью (делом).

Далее психолог зачитывает номера'по второй ценности и т.д. Уже здесь можно примерно оценить, насколько важны для данного подростка эти ценности (а подросток и сам это прекрасно видит в своем бланке). '

Аналогично подсчитываются результаты в правой чистой части бланка, относящиеся к будущим делам (к «потом»). Однако по условию методики, состоявшимися (реализованными) делами считаются только те, которые подросток выбирает три раза, т.е. всегда предпочитает их чему-то другому. Если какая-то ценность (дело) набирает три балла, то эти баллы обводятся кружочком для большей наглядности.


4788692555817081.html
4788755759044046.html
    PR.RU™