Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства

В отечественной литературе эта группа пограничной интеллектуаль­ной недостаточности рассматривается в рамках сборной неклинической группы «педагогической запущенности» (Сухарева Г. Е., 1965) или «микросоциально-педагогической запущенности* (Ковалев В. В., 1976). немецкой литературе она обозначается как просто «запущенность» ЦгЛззеп О., 1974). К микросоциально-педагогической запущенности могут привести разные факторы. Среди них большое место занимают факторы воспитания ребенка в семьях умственно отсталых и прими-1тивных родителей (Вепйа С., 1960), воспитание в условиях «порочной эмоциональной ситуации» (фрустрации) (51иИе Н., 1960), в конфликтных семьях, где отсутствует один из родителей, где создаются условия безнадзорности. Микросоциально-педагогическая запущенность и на­рушения школьной адаптации могут возникать у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приоб­ретенных нарушений формирующейся личности и характера.

В основе микросоциально-педагогической запущенности лежат со­циальная незрелость личности и недостаточность таких ее высших ком­понентов, как система интересов и идеалов, нравственных установок, которые, по мнению психологов, обусловлены исключительно соци­ально. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллекту­альных интересов, потребности в труде, недостаточность чувства дол­га, ответственности, незрелость и искаженное понимание нравствен­ных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремлению к легкой жизни, непосредственному удовлетворению элементарных интересов, прене­брежению обязанностями.

Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков прояв­ляется в более или менее выраженном недостатке объема знаний, пред­ставлений, которые должны иметься у ребенка данного возраста, при на­личии достаточной способности к обобщению и абстрагированию, уме­ния использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошей ориентировки в повседневной житейской ситуации. Вместе с тем струк­тура интеллектуальной недостаточности при микросоциально-педагоги­ческой запущенности не ограничивается только недостатком объема зна­ний, но включает в себя относительно бедную, неразвитую речь с преоб­ладанием речевых штампов, бедность интеллектуальных интересов, недостаточность высших потребностей и установок личности.

Картина интеллектуальной недостаточности значительно усложня­ется и может приобретать патологический характер при сочетании микросоциально-педагогической запущенности с легкими проявлени­ями нарушения психического развития или негрубой резидуальной церебрально-органической недостаточностью. В этих случаях отгра­ничение от ядерной умственной отсталости становится более слож­ным, хотя психопатологическая структура интеллектуальной недоста­точности в описываемой группе значительно отличается от структуры интеллектуального дефекта при олигофрении. Интеллектуальная не­достаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом ин­формации, обнаруживает особую зависимость от микросоциально-средовых факторов и выраженную тенденцию к сглаживанию, ликвидации интеллектуальных отклонений с возрастом. Данная группа интеллектуальной недостаточности может вести к нарушениям социальной адаптации, однако отечественные психиатры не склонны рас­сматривать ее как форму клинической патологии (Сухарева Г. В., 1965; Мнухин С. С, 1968; Ковалев В. В., 1973).




4789604200515656.html
4789639924790550.html
    PR.RU™