Типы собеседников

Оценка собеседника в процессе коммуникации

Общение - это процесс взаимодействия человека с человеком. Общение, согласно В. Н. Мясищеву, не является чисто внешним взаимодействием, но определяется личными отношениями между участниками, то есть его параметры в ходе общения зависят от отношений между субъектами общения.

Если большинство авторов изучение общения ограничивали исследованием речевых коммуникаций, устанавливающихся между людьми, то В.Н.Мясищев делал акцент на главных содержательных и формальных характеристиках общения, стремясь рассматривать его целостно, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу. В этом случае речь идет о субъект-субъектной организации процесса коммуникации, и для успешного осуществления коммуникативной деятельности участникам необходимо иметь направленность на собеседника. Направленность на собеседника – стремление при любых условиях поддерживать отношения, ориентация на совместную деятельность и социальное одобрение, потребность в эмоциональных отношениях с другим человеком, получение обратной связи. Материал этой главы поможет в формировании направленности на собеседника в процессе коммуникации.

Типы собеседников

Человек, желающий обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, должен знать типы собеседников, с которыми он может столкнуться в своей деятельности.

Существует множество классификаций типов собеседников. В данном пособии мы приведем одну популярную типологию, в основе которой лежит идея о том, что каждый человек соотносится с определенной геометрической фигурой, поэтому параметры описания разных типов включают одежду, манеру держать себя, задавать вопросы.

Психогеометрические характеристики личности

«Квадрат»

Деловой внешний вид; консервативная одежда. Выражение лица обычно хмурое, неодобрительное или непроницаемое. Неторопливые, полные значения движения. Создается впечатление, будто он – проверяющий. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробности, касающиеся интересующего его человека, дела, услуги. Высоко ценит демонстрацию в действии. Как правило, сразу ничего не решает. Ему нужно время, чтобы подумать и сравнить ваши предложения с аналогичными.

«Треугольник»

Дорогая, модная, соответствующая ситуации одежда, которую «треугольники» носят небрежно. Спокойные, плавные, уверенные движения. Он выглядит так, как будто он бывал здесь прежде. Нетороплив, но всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий взгляд. Властное рукопожатие. Быстрый контакт, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно «ядовитая»). Короткий разговор, в котором вопросы кажутся случайными, напоминающими мысли, пришедшие в голову слишком поздно (но это только впечатление!), не расположен тратить время на долгие рассуждения, предпочитает короткую сводку интересующей информации. Создает впечатление властного человека; многих просто подавляет своей персоной.



«Круг»

Часто первым устанавливает контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты. Не торопится. Для него главное – общение. Редко приходит один. Кроме вопросов об интересующем его предмете задает вопросы личного характера. В момент принятия решения обычно прерывает общение и на время умолкает.

«Зигзаг»

Неопрятный внешний вид, который может не соответствовать возможностям и социальному статусу. Возможен и иной вариант – ориентация на супермоду. Всегда куда-то спешит. Быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому. Быстро и откровенно, без всякого стеснения оценивает вас, интересующий предмет, обстановку. В момент принятия решения уходит от общения и как бы погружается в себя.

«Прямоугольник»

Не всегда знает, что ему нужно. Может быть одет как любой из четырех форм личности (по настроению). Возможна небрежность в одежде. Плохо «вписывается» в ситуацию, поэтому стоит больше ориентироваться на особенности его речи, мимики и жестов. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно. Определенного желания не высказывает. Может сделать несколько «заходов», прежде чем начнет разговор об интересующем предмете. При следующей встрече может задавать те же самые вопросы, которые задавал и в прошлый раз. Невнимательно слушает ответы на свои вопросы. Может прервать ваш ответ вопросом по совершенно иному поводу. Создает ложное впечатление о намерениях.

Как добиться успеха коммуникации с:

«квадратом»

Будьте серьезны; не говорите слишком много; не суетитесь; дайте полную характеристику вам и предмету коммуникации; не стремитесь настаивать на ваших идеях «во что бы то ни стало»; если коммуникация не имеет успеха сразу, снабдите «квадрата» дополнительными сведениями; внимательно отнеситесь к жалобам «квадрата».



«треугольником»

Полностью сосредоточьтесь на «треугольнике»; говорите быстро и по существу; отвечайте на вопросы честно; характеризуя предмет коммуникации, подчеркивайте основные достоинства ваших идей, но обязательно упомяните хотя бы об одном отрицательном свойстве, недостатке в них; обязательно покажите, что ваши дела идут превосходно; не тяните с предложением: «треугольники» импульсивны, им нравятся смелость и риск в принятии решений; будьте готовы к тому, что он станет спорить.

«кругом»

Сделайте так, чтобы понравиться «кругу»; уделите ему все внимание; свободно задавайте зондирующие вопросы (и прежде всего личного характера); не давите на него; подчеркните, что ваши идеи популярны у других; если «круг» обращается к вам с жалобой, обязательно постарайтесь исправить дело.

«зигзагом»

Говорите быстро, кратко и по существу; можете отпустить пару уместных шуток; подчеркните уникальность ваших идей; обратите внимание «зигзага» на то, как мало людей в действительности могут оценить ваши мысли; охарактеризуйте свои идеи как новинку.

«прямоугольником»

Проявите участие, но не будьте навязчивым; будьте простым, выражайтесь кратко и ясно; зондируйте почву; деликатно выясните его мысли; будьте терпеливы; будьте готовы ответить на множество вопросов; помните о доверчивости «прямоугольника»; помните, что в делах «прямоугольники» - великие путаники.


4791114654833310.html
4791138286227920.html
    PR.RU™