Таинство Евхаристии. Божественная Литургия

Евхаристияпо-гречески означает «благодарение». Другое название этого Таинства - Таинство Святого Причащения. Это Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Это Таинство установил Сам Господь Иисус Христос. Во время ТайнойВечери, накануне Крестных страданий и смерти, Он взял хлеб, благословил его, переломил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов» (т. е. которое за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с вином, благословил, и сказал: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов»[70].

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа – это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством.

Причастив Апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство, Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22.19). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой, и будет совершаться до скончания века.

К Таинству св. Причащения христиане готовятся говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью, т. е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния. В дни говения верующие обычно прочитывают каноны ко Господу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также Правило ко Святому Причащению.

Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии

Божественная Литургияэто служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии, установленное Господом нашим Иисусом Христом. На Литургии хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются (пресуществляются), в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.

Слово «литургия» греческое, оно означает «общее дело». На Литургии христиане все вместе (соборно) возносят молитвы Богу друг за друга и за весь мир. На этой службе приносится бескровная Жертва за спасение всех людей. На Литургии, причащаясь от одного Хлеба и из общей Чаши в единении духа, все верующие соединяются в единое тело с Единым Главой – Иисусом Христом; таким образом, Божественная Литургия есть осуществление молитвы Спасителя к Отцу после Тайной Вечери: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17.21).

Литургию иногда называют «обедней», потому что ее положено совершать в полуденное (обеденное) время.

В настоящее время в Православной Церкви большую часть года совершается Литургия по чину свт. Иоанна Златоуста. Литургия по чину свт. Василия Великого совершается всего 10 раз в год. Литургия свт. Иоанна Златоуста отличается от Литургии свт. Василия Великого более краткими молитвами священника во время преложения Святых Даров, а также иным текстом некоторых других тайных (негромко произносимых в алтаре) молитв священника.



Великим постом в будни служится Литургия Преждеосвященных Даров. Она называется неполной, потому что на ней не совершается преложение Святых Даров, и верующие причащаются Святыми Дарами, освященными заранее, на полной Литургии свт. Иоанна Златоуста (которая служится по субботам Великого Поста) или свт. Василия Великого (которая служится по воскресеньям Великого поста).

Рассмотрим порядок совершения Литургии по чину свт. Иоанна Златоуста. Литургия разделяется на три части: проскомидию, Литургию оглашенных и Литургиею верных.

I. Проскомидия

Проскомидия совершается в алтаре в то время, когда на клиросе читаются3-й и 6-й часы.

«Проскомидия» слово греческое и значит «принесение». Первая часть Литургии называется проскомидией в воспоминание об обычае древних христиан приносить хлеб и вино для совершения Литургии; поэтому и хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит «приношение». Хлеб для совершения Евхаристии должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный.

Просфора состоит из двух частей во образ двух естеств Господа Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры ставится печать с изображением креста и по углам его – начальных букв имени Христа Спасителя: ИС ХР и греческого слова: НИ-КА; что значит «Иисус Христос побеждает».

Вино для Таинства Евхаристии берется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, что дало Ему повод к беседе с народом о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения (Ин. 6.22-58). Эти просфоры называют служебными.

Рисунок 5.1. Проскомидия: служебные просфоры и расположение вырезанных из них частиц на дискосе.

Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник берет первую, Агничную, просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Из этой просфоры священник копием вырезает середину в форме куба, произнося при этом слова пророка Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его» (Ис.53.7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем, действием Святого Духа она будет прелагаться на Литургии верных в Тело Христово.

Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны со словами: «Жрется (т. е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и пронзает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста Иоанна: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19.34). В соответствии с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою, которое на Литургии верных будет прелагаться в Кровь Христову.

Из второй просфоры, называемой Богородичною, священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

Изтретьей просфоры, называемой Девятичинной, вынимается девять частиц в честь святых: 1) Иоанна Крестителя, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) бессребреников, 8) богоотцев Иоакима и Анны, святых, чья память в этот день совершается и всех святых (отдельно называют святых, в честь которых освящен храм), 9) святителя Иоанна Златоуста (или свт. Василия Великого) – в зависимости от того, какую Литургию служат в этот день. Все эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются подаваемые прихожанами записки о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. Частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Совершаемые на проскомидии священнодействия имеют символическое значение: приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Матерь Божия, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а Главою ее является Сам Господь.

II. Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон выходит из алтаря на амвон и произносит: «Благослови, владыко!» (т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога). Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословено (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь» (т.е. «действительно так»).

Затем диакон произносит великую ектенью, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды.

После великой ектеньи поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа». В этих псалмах изображены Божии благодеяния человеческому роду. Псалмы призывают прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие желания, избавляющего нашу жизнь от тления греха. Во 145 псалме говорится о важном духовном законе – надежде на Всемогущего Бога, а не на грешного и немощного человека: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения…».

Псалмы 102 и 145 положено петь попеременно двумя хорами. Такой вид пения известен еще с ветхозаветных времен и называется антифонным. Церковное предание гласит, что во II веке по Рождестве Христовом св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви.Впоследствии этот род пения получил широкое распространение. И сами псалмы, исполняемые на Литургии двумя хорами попеременно, стали называться антифонами.

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне…». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе.

Далее следует пение евангельских заповедей блаженства (Мф. 5.3-12).

В это время священник берет с престола Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется Малым входом (в отличие от следующего Великого входа) и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь.

Смотря на Евангелие как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: молитвами Богородицы, или: во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!» После сего поются тропари и кондаки – краткие песнопения, в которых описывается суть праздника.

Далее поется «Трисвятое»:«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». История этого песнопения такова. При императоре Феодосии II (V век) в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молили Бога о помиловании и прекращении бедствия. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин Божественной Литургии.

По окончании «Трисвятого» читается Апостол – небольшой фрагмент (зачало[71]) из посланий святых апостолов. Затем читается Евангелие,предваряемое и сопровождаемое радостным славословием Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, чем благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа.

После Евангелия следует сугубаяектенья, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления...»

Далее следует особая ектения об усопших, в которой мы молимся за всех умерших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных.

Потом произносится ектенья об оглашенных, в которой мы просим, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил святого Крещения («соединит их святей ... Церкви»).

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы оглашении изыдите».Словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.

III. Литургия верных

Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные.

Ее можно подразделить на следующие части:

1) перенесение Святых Даров с жертвенника на престол

2) приготовление верующих к освящению Святых Даров;

3) освящение (пресуществление) Святых Даров;

4) приготовление верующих к причащению и причащение;

5) благодарение за причащение и отпуст.




4953030734047658.html
4953063686453850.html
    PR.RU™